Elementary / Повышение мотивации при обучении английскому языку

Пути повышения мотивации учащихся в изучении английского языка

Мотив и его формирование на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
"Пути повышения мотивации учащихся в изучении английского языка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11"

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОМ КРУГЛОМ СТОЛЕ

"ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Повышение мотивации при обучении английскому языку один

Выполнила: Селиванова Г.В.

Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет

Каждый ребенок с большим желанием начинает изучать иностранный язык. Привлекает новизна, необычность, неизведанность, но, сталкиваясь с трудностями, непонятными явлениями, интерес к изучению снижается.

Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация - неявно выраженное звено процесса обучения. Это звено соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального базиса формирования знаний, умений, навыков.

"Мотив" в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы - авангардная функция "деятельности".

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивация описывает характеристики элементов, располагающихся в самом начале последовательности элементов учебного процесса, т.е. мотивацией задается образ, схема стимулированного целеполагания процесса обучения. Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врождёнными способностями к определённым видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Мотивация определяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной деятельности. Её влияние присутствует и отслеживается на всех этапах обучения. Мотивация рассматривается как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и

новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!"

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Обучающийся есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то "все наши замыслы, все поиски и построения превращается в прах, если у обучающегося не появится желание учиться" (В.А. Сухомлинский). Педагог должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Компонентами мотивационной сферы обучаемого выступают: мотивы, цели, эмоции, интересы. При этом учебная мотивация представляется следующими группами мотивов:

внешними и внутренними.

познавательными и социальными.

и двумя структурными комплексами нервной системы человека:

системой избегания неудач (волевыми).

системой приближения успеха (эмоциональными).

Кроме этого существуют:

- мотивы, связанные с получением оценки окружающих (позиционные мотивы).

Можно выделить ещё пять типов мотивации:

Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой

деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

Мотивация успеха - если предмет “удаётся”, то его изучают с

удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все

социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Всё это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в

Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и

даёт возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Процессы, происходящие в развивающемся обществе, стимулируют проявление личностью осознанных потребностей в получении образовательных услуг. Становление и совершенствование этих потребностей происходит под влиянием внешних мотиваций, предъявляемых со стороны социума как требования и условия социализации. Осознанные и принятые личностью в качестве целей деятельности, они проявляются в виде субъективно значимых стимулов.

Ценностные ориентации выполняют роль внутренних мотивов, а также роль критериев, с опорой на которые, личность осуществляет своё поведение и деятельность. Основополагающими являются жизненные ценности, относящиеся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывающие основные потребности личности, интегрирующие в себе направленность на социальную адаптацию и индивидуализацию, принятие которых свидетельствует об определённом уровне личностной культуры, усилиях педагога в этом направлении.

Внутренние мотивации, заявляемые как требование удовлетворения потребностей на высоком уровне, развиваются, воспитываются и совершенствуются на протяжении всего периода обучения.

Позиционные мотивы обычно связаны с желанием занять определённую позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет. Позиционные мотивы в основном преобладают у младших детей, и это можно объяснить тем, что детские коллективы этих возрастов сформированы в меньшей степени, нежели коллективы, состоящие из детей 9-11 классов.

Особо хочется отметить роль игровых мотивов. Уровень игровых мотивов также высок и у старших детей. Это, наверное, можно объяснить тем, что у старшеклассников повышена учебная нагрузка в общеобразовательной школе.

Немаловажную роль в мотивации обучения играет удовлетворённость детей различными сторонами образовательного процесса, то есть удовлетворённость содержательной и организационной сторонами процесса обучения. Она является одной из основных характеристик успешности, отражающей степень благоприятности психологической атмосферы в образовательном учреждении, единство целевых установок и уровень коммуникативных отношений между участниками образовательного процесса. Удовлетворённость детей и педагогов в немалой мере определяется и возможностью их самореализации в учебном процессе, включая востребованность творческого потенциала.

Мотивации познавательной деятельности также имеют несколько значений:

• являясь продуктом формирования личности, они выступают вместе с тем как фактор её дальнейшего развития;

• оказывают общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становятся источником интеллектуальной активности;

• мобилизуют творческие силы на поиск и решение познавательных задач, положительно влияют на качество знаний, их глубину и действенность, широту, систематизацию;

• являются важнейшим внутренним условием развития стремления к самообразованию;

• имеют диагностическое значение, то есть служат показателем развития многочисленных качеств личности.

Психологическая атмосфера, которая складывается в учреждении, создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности, также играет большую роль для создания мотивационной сферы.

Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

Мотивационная сфера обучения обучающихся определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение обучающегося к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

- осознание ребёнком объективной значимости учения;

- понимание ребёнком субъективной значимости учения.

Формирование мотивации – это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого

наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует её развитие системой психологически продуманных приёмов.

Наиболее эффективно начать обучение с вовлечения обучаемого в действие - что составляет этап инициализации процесса познания и зарождения интереса; начав его, обучающийся ищет смысл в каждом своём действии - реализация этапа мотивации; в дальнейшем он осуществляет технико-технологическую организацию действий - что проявляется как этап следования технологии. (На этом эффекте простроены многочисленные методики "мастерских"). Воображение педагога должно быть готово, рождать у обучающегося некоторое смятение противоречием суждений, удивлять возможностями иной предметности, восторгать и очаровывать тайной рождения мысли.

Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Любая деятельность (и в целом - поведение человека) стимулируется и направляется двумя группами мотивов: мотивами достижения успехов и мотивами избегания неудач (концепция Г. Моррея).

Постановка целей – это направленность обучающегося на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощается мотивы обучения.

Необходимо отметить, что цель деятельности, в том числе и образовательной, вторична по отношению к её мотивации. При этом задача организации учебной деятельности включает обязательность обеспечения единства цели и условий её достижения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности обучающихся, они сопровождают процесс обучения и предшествует ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Каждый ученик все получаемые знания преломляет через призму личностных критериев и ценностей - в этом состоят аксиомы личного целеполагания. На практике это приводит к твёрдому обоснованию выбора предпочтительного варианта индивидуальной образовательной траектории.

Интересы – познавательно – эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для педагога это соотношение смысла обучения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых,- организацией образовательного процесса;

в-третьих,- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

в-четвертых,- субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

в-пятых, - спецификой учебного предмета.

На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

- мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;

- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определённый статус в обществе;

- мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;

- мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

- просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности. Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К примеру, конструкция "если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично" – это положительная мотивация. Конструкция "если я буду учить английский, то сдам экзамен и меня не отчислят" – отрицательная.

Сегодня педагоги постоянно ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, повысить успешность изучения материала. А это невозможно без развития познавательного интереса обучающихся и заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса у значительной части обучающихся зависят в большей степени от методики проведения занятия. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый ребёнок работал активно и увлечёно, постоянно развивая свою любознательность и глубокий познавательный интерес.

Нужно стремиться раскрыть притягательные стороны образовательных программ. А это, в свою очередь, требует привлечение ярких фактов и, главное, использование активных форм обучения как игровых, так и традиционных.

Есть несколько различных способов активизации занятий: проблемное изложение, комментирование упражнений, самостоятельная работа обучающихся, познавательная коллективная деятельность, творческая работа обучающихся, игровые приёмы и методы обучения, введение в занятие занимательного материала.

К традиционным формам организации деятельности обучающихся в учебном процессе относятся: лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, экспедиции, туристические походы, учебные игры.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Одним из важных элементов процесса активизации деятельности обучающихся являются занятия нетрадиционной формы. На таких занятиях рождаются открытия и новые идеи, новые методики и новые педагогические приёмы.

Никто не требует отмены традиционного занятия как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идёт об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приёмов, активизирующих всех детей, повышающих быстроту запоминания и усвоения учебного материала с учётом возраста и способностей каждого ребёнка.

Нестандартные занятия могут быть самыми разнообразными. Самые распространённые из них это:

- занятия, основанные на идеях соревнования:

викторина, конкурс, турнир, дидактическая игра, аукцион, познавательная игра;

- занятие, основанное на межпредметных связях:

интегрированное занятие, бинарное занятие, экскурсия;

- занятия, основанные на методах общественной практики и основанные на коллективной работе по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни:

репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, устный журнал, газета, философский стол;

- занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:

презентации, исповедь, мультимедиа;

- занятие, основанное на фантазии педагога и обучающихся:

сказка, сюрприз, приключение, путешествие, спектакль, эврика, эссе;

- занятия, основанные на имитации общественной деятельности:

суд, следствие, учёный совет, парламент, деловая игра, конференция;

- занятие, основанное на способности проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложения новых идей для решения жизненных проблем:

защита проекта, ролевая игра, имитационная игра, операционная игра, "деловой театр", психодрамма и социодрамма;

- занятие, основанное на создании особой психологической атмосферы, смягчающей и раскрепощающей взаимные отношения:

встреча, гостиная, чаепитие, посиделки, тренинг;

- занятие, основанное на свободном обмене мнений на разные темы в дружеской обстановке:

диспут, час вопросов и ответов, дискуссия, час общения;

- занятие, основанное на творческом отчёте коллектива, обсуждении плана на будущее, создании атмосферы дружбы, взаимопонимания, формировании умения взаимодействовать с людьми:

фестиваль, концерт, выпускной вечер, выставка, ярмарка, защита реферата, день открытых дверей, бенефис.

Для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения также служат следующие формы работы:

•дидактические игры и упражнения;

•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

•внеклассные мероприятия по предмету;

•творческие работы учащихся по предмету;

•проведение предметных олимпиад;

•использование различных педагогических технологий (проблемное

обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии универсальных учебных действий, умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.

7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности.

Требования к игре как способу достижения задач обучения:

1) необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребёнок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и

навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребёнок приобретает новые навыки;

2) игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

По виду деятельности игры делятся на:

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

Существует шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка:

1. формирование определённых навыков;

2. развитие определённых речевых умений;

3. обучение уметь общаться;

4. развитие необходимых способностей и психических функций;

5. познание (в сфере становления собственно языка);

6. запоминание речевого материала.

Исходя из данных целей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

1. Грамматические игры

Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.

2. Лексические игры

Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

3. Фонетические игры

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.

4. Орфографические игры.

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

5. Творческие игры.

Цели игр – научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся.

Музыка, стихи, песни, сказки – сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания. Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок – экскурсия, урок – интервью и другие формы занятий.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определёнными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Ещё одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.

Оценивание является средством мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками. Умение школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые

государственные стандарты по иностранным языкам предполагают: объективное оценивание своих учебных достижений; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; учёт мнения окружающих при самооценивании; оценивание своего вклада при выполнении группового задания.

Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения. Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами: не скупиться на устную похвалу при хороших результатах; давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих

тетрадях; дарить цветные фигурки со словами “Хорошо!”, “Отлично!” и

другими; дарить маленькие подарки (календари, наклейки, конфеты и

т.д.); рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере

кроки; создавать портфолио.

Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех. Этот вид оценивания особенно важен для младшего возраста в силу следующих причин: он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию; это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.

Цели самооценивания следующие:

- представить детям полную картину их достижений;

- показать совпадают ли личностная и учительская оценки;

- сформировать правильное отношение к оцениванию.

Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

- учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;

- учатся уважать и принимать мнение другого человека;

- становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;

- начинают доверять друг другу;

- чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области

Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в

слово. Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи. Последняя может быть проведена разными способами:

индивидуально с каждым ребёнком;

с группой детей;

с целым классом;

в краткой письменной форме;

в доброжелательной беседе.

Фантазия педагога безгранична. Главное, чтобы обучающиеся были увлечены, чтобы их работоспособность повышалась, результативность занятия и всего процесса обучения возрастала.

Обо всех формах и типах нестандартных занятий можно говорить много.

Эти формы организации деятельности мотивируют обучающихся на учение, обладают образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Опытные педагоги выступают за привлечение в учебный процесс этих элементов, так как это творчество, это большой труд и это вызывает большой интерес у обучающихся. В процессе проведения занятий в нетрадиционной форме у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в такую деятельность с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Во время таких занятий, как правило, они очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Они замечательно уживаются с "серьёзным" учением. Любая нетрадиционная форма занятий должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Она является не самоцелью на занятиях, а средством обучения и воспитания. Поэтому есть основание утверждать, что использование таких форм обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности обучающихся.

Таким образом, мотивация учебной деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности определяет готовность обучающихся к самостоятельному усвоению необходимых знаний и умений, готовность через шанс, подаренный дополнительным образованием, прийти к жизненному успеху.

Как дома самому выучить английский язык с нуля
Порталы для учителей английского языка
Британия школа английского языка 5 класс
Английский язык для продвинутых уфа
Мастер класс для урока английского языка