Elementary / Подходы к обучению грамматике английского языка

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике

Зарина Сикорская
Коммуникативный подход при обучении английской грамматике

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике

Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. При изучении традиционных грамматик иностранного языка учащиеся, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики.

В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранным языкам : теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам, неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности. В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления (преимущественно синтаксического уровня, функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми — непременное условие успешного участия в устно-речевом общении на иностранном языке. Необходимо отметить, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Языковая (лингвистическая) компетенция (владение языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими ) является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции, так как коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Языковая (лингвистическая) компетенция обеспечивает как конструирование грамматически правильных форм и синтаксических конструкций, так и понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с нормами иностранного языка. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке.

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка – его словарем и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать еще условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить "ситуативную грамматику ", которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка. Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнера: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – подготовку обучающихся к реальному общению на иностранном языке, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию.

Требования к обучению грамматике в свете коммуникативного подхода сводятся в общих чертах к следующему:

- материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;

- в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;

- грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;

- введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др. ;

- пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала ;

- для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.

Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Этими этапами становятся этапы ознакомления, тренировки и применения. На этапе ознакомления необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания и первичное закрепление. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку предполагает общую установку на функциональную направленность новой грамматической структуры. Например: "Сегодня вы научитесь говорить о своих планах на будущее" и т. п. Для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение нового грамматического явления, обратить внимание на особенности его формы, продемонстрировать употребление в речи.

Объяснить грамматическое явление значит :

- раскрыть его формальные признаки;

- объяснить его значение, т. е. семантические особенности;

- пояснить функцию в речевом контексте;

- провести первичное закрепление.

Целью первого этапа работы над новым грамматическим материалом должны быть не только презентация и ознакомление учащихся с данным явлением и теоретическая ориентировка на основе усвоения правила, но и первичное выполнение грамматических действий в соответствующих упражнениях. Если при практической ориентировке эту функцию выполняют имитативные, в большинстве случаев подстановочные, условно-речевые упражнения по образцу, то при теоретико-практическом способе ориентировки наибольшую пользу могут принести языковые аналитические упражнения, примеры которых приводятся ниже:

- укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих русских предложениях при переводе их на английский язык ;

- определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях;

- выберите подходящую форму из нескольких данных;

- найдите в тексте грамматические явления, которые выражают и т. д.

Методическая ценность подобных упражнений заключается в том, что они способствуют осознанию нового грамматического явления и осмысленному его усвоению.

Второй этап – тренировка практического использования грамматического материала. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие способности относительно точно воспроизводить изучаемое явление в типичных для его функционирования ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения, а также упражнения по комбинированию.

Задача этого этапа состоит в том, чтобы придать тренировке грамматических явлений речевой характер. Это должна быть особая, учебная речь, имитирующая основные свойства естественной, но отличающаяся от нее рядом качеств: определенной методической организацией речевого материала и последовательностью его введения в речь, а также ее обучающим характером. Эту задачу можно решить с помощью условно-речевых упражнений, грамматически направленных упражнений, отличительной чертой которых является то, что в качестве установки используется речевая задача говорящего.

Выполняя данные упражнения, учащиеся не строят вопросительные, отрицательные предложения, не используют повелительное наклонение, а совершают речевые поступки: удивляются, спрашивают, советуют, сравнивают, предупреждают и т. п. Напротив, если установки учителя носят формальный характер (например: "Придумайте предложения в будущем времени", "Замените прямую речь косвенной" и т. п. то упражнения по своей сути являются предречевыми или упражнениями с некоторой речевой направленностью.

Имитативные — это упражнения, в которых учащийся для выполнения речевой задачи находит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в речевом образце) и использует их, не изменяя. Например:

Скажите, что Вы будете делать то же самое:

I shall go to the museum on Sunday.

I shall go to the museum on Sunday too.

Подстановочные упражнения характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в структуру какой-либо грамматической формы. Например:

Поделитесь с товарищем, если у Вас есть другие намерения:

I am going to write a letter to my pen-friend tonight.

And I am going to help mother about the house tonight.

Трансформационные упражнения предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) учителя, собеседника, что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, числа существительного и т. п. Например:

1. Передайте товарищу мои слова:

I have many friends.

Olga Petrova says she has many friends.

2. Спросите у своего товарища:

Ask your friend if he has seen this film.

Dima, have you seen this film?

Упражнения в комбинировании ставят учащихся перед необходимостью соединять активизируемые речевые образцы с усвоенными ранее. Речь идёт об управляемом комбинировании: упражнения этой стадии следует специально организовать так, чтобы данная модель поочередно комбинировалась с различными другими моделями. Сама установка нацеливает учащихся на совмещение разных речевых образцов. Например: "Скажите, что вы обычно делаете в выходные дни и что вы будете делать в ближайшие выходные дни" или "Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня".

Третий этап – применение грамматического материала в речи. Переход навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употреблять без языковой подготовки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения и кинофрагментов.

Примеры упражнений на применение грамматического материала в речи :

- докажите своему товарищу, что.

- выскажите ваше мнение о.

- прослушайте диалог и скажите, почему.

- приведите примеры из вашей жизни, доказывающие, что.

- сформулируйте советы (рекомендации) тем, кто собирается в туристический поход (на экскурсию, каникулы, в отпуск и т. д.).

Методическая ценность приведенных выше упражнений заключается в том, что они развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, а также способствуют мотивированному участию в общении.

Характерной особенностью коммуникативной грамматики иностранного языка является то, что, во-первых, источником отбора иллюстративного материала для серии грамматических упражнений служат хорошо усвоенные инициирующие и реагирующие реплики, которые составляют коммуникативное ядро иностранного языка для каждого класса, во-вторых, серии грамматических упражнений, предназначенные для овладения тем или иным грамматическим явлением, обеспечивает формирование у учащихся как продуктивных, так и рецептивных грамматических навыков, в-третьих, серия грамматических упражнений обязательно завершается грамматически направленными коммуникативными этюдами, которые представляют собой модель иноязычного устно-речевого общения. Таким образом, учитывая потребность современного общества в практическом владении иностранным языком, коммуникативный подход является "золотой серединой", примиряющей две противоположные точки зрения на грамматику в курсе иностранного языка, а именно: переоценка её роли в курсе иностранного языка с одной стороны и неоправданное сокращение грамматического материала с другой стороны.

Коммуникативный подход отдаёт предпочтение использованию личностно-ориентированных технологий, что делает возможным заметно повысить мотивацию и стимулировать творческую активность учащихся, что в итоге приводит к повышению эффективности применения данного подхода. Также, необходим учёт основных принципов обучения, таких как принцип речевой направленности, функциональности, ситуативности, новизны и коллективного взаимодействия.

При тренировке вопросительных слов (question words) учитель может принести на урок свою фотографию и предложить ученикам узнать "сюжет" этой фотографии посредством вопросов, типа "Where was it taken?", "Who with you?".

Учащиеся активно работают, когда появляется возможность поделиться личным опытом. Исходя из этого, для закрепления Past Simple Tense, например, можно предложить ученикам рассказать об их времяпрепровождении на выходных. Грамматический материал в данных упражнениях вводится функционально.

Закрепить модальные глаголы (should, must, can, have to) можно, предложив ученикам, поделиться друг с другом личными жизненными проблемами. Используя модальные глаголы, ученики дают советы друг другу.

Student A – It`s hard to me to wake up so early.

Student B – You should go to bed earlier.

Student C – You can ask your mother to wake you up.

Выберите одно из средств передвижения, представленных ниже, и разрекламируйте его так, чтобы всем захотелось приобрести такое же. Tell us what is the fastest, the slowest, the most fashionable, etc.

Сейчас наша Лена – в Англии, в гостях у Ника, ей там очень нравится, и она отправила письмо своей маме. Прочитайте его и перескажите. Не забывайте, что прошло много времени с того момента, как она вернулась домой.

Date: Sat, 31 June 2009 18:57:21

I have a great time with my friends here. I visit interesting places, such as the London Eye, Madam Tusso’s museum, Big Ben and many others. My friend Nick often watches TV, so do I. I play with Nick’s dogs in the garden. Sometimes we go camping. We swim in the river, make a campfire and play volleyball. His family is very friendly. I like my summer vacation very much. I miss you.

P.S. here is some photos for you.

Расскажите о том, что вы и ваши друзья делаете в школе (at school) и дома (at home, используя предложенные слова и фразы, строя при этом утвердительные и отрицательные предложения.

Обязательными упражнениями являются диалоги на разные темы с применением пройденной грамматики, составление рассказов, пересказы.

Индивидуальный подход к детям при выборе сценариев и ролей при постановке представлений Индивидуальный подход к детям при выборе сценариев и ролей при постановке представлений. Огромным стимулом для развития и совершенствования.

Дидактические игры при обучении грамоте Дидактические игры при обучении грамоте. Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические.

Интегрированный подход в обучении дошкольников Сэкономить детям время для общения, самостоятельного творчества и игровой деятельности поможет применение интегрированных занятий. На таких.

Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию Ребёнок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает всё: привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт.

Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления.

Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности Инновационные технологии и методики дошкольного образования Воскобоева Г. С. воспитатель "МБДОУ Д/С № 375 г. Челябинска" Использование.

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Сл 1 Название темы, автор.

Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому. Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами. Это люди, которым судьба послала сложные испытания. Только сочувствия мало, надо развивать.

Интегративный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения Статья на тему: "Интегративный подход в обучении дошкольников Правилам дорожного движения на примере знакомства детей с дорожными знаками".

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины Виды трудностей Возможные причины 1. Плохо запоминает конфигурацию. - недостаточная.

Учить английский язык в кирове
Ютуб английский для малышей
Чтение на английском языке для дошкольников
Английский язык в аэропорту для начинающих
Лагерь по изучению английского языка в подмосковье