Elementary / Планируемые результаты изучения учебного предмета английский язык

Образовательная программа по английскому языку для основной общеобразовательной школы пояснительная записка

Планируемые результаты изучения учебного предмета английский язык один Планируемые результаты изучения учебного предмета английский язык один Планируемые результаты изучения учебного предмета английский язык один Планируемые результаты изучения учебного предмета английский язык один Планируемые результаты изучения учебного предмета английский язык один
Планируемые результаты изучения учебного предмета английский язык шесть

^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"

В результате изучения иностранного языка на ступени основного общего образования у обучающихся будут сформированы основополагающие представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут фундаментальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Знакомство с подростковым пластом культуры страны (стран) изучаемого языка будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Основное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения иностранным языком на ступени основного общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового* (A2) уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образования на старшей ступени в полной средней школе, используя иностранный язык как инструмент общения и познания. В 8-9 классах учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а также других видов работ творческого характера, который позволяет на старшей ступени выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенсивному использованию иноязычных Интернет-ресурсов для социокультурного освоения современного мира и социальной адаптации в нем.

В результате изучения иностранного языка на ступени основного общего образования у обучающихся:


  • сформируется иноязычная коммуникативная компетенция;

  • расширится лингвистический кругозор;

  • будет получено обширное представление о строе изучаемого языка и его отличиях от родного языка;

  • будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;

  • сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету "Иностранный язык", а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что усовершенствует основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на старшей ступени образования.


  • планировать свое речевое и неречевое поведение;

  • взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

  • исследовательским учебным действиям, включая навыки работы с информацией;

  • осуществлять регулярные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки;

  • прогнозировать содержание текста, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов

Выпускник научится:


  • начинать, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспроизводить наизусть краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • давать краткую характеристику персонажей.

Выпускник научится:


  • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

  • воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотексто, относящиеся к разнвм коммуникативным типам речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;

  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:


  • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей;

  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текстов;

  • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;

Выпускник получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

Письмо

Выпускник научится:


  • заполнять анкеты и формуляры;

  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

  • составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;

  • правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).

Языковые средства и навыки оперирования ими

Выпускник научится:


  • применять правила написания слов, изученных в основной школе;

  • адекватно произносить и различать на слух все звуки иностранного языка;

  • соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов;

  • использовать основные способы словообразования;

  • использовать явление многозначности слов иностранного языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции;

  • различать системы иностранного и русского языков;

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:


  • различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;

  • соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

  • различать коммуникативные типы предложений по интонации;

  • корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать интонацию перечисления;

  • соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);

  • читать изучаемые слова по транскрипции.

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:


  • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени основного общего образования;

  • употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

  • восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать словообразовательные элементы;

  • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:


  • распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;

  • распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать сложносочинённые предложения;

  • использовать в речи безличные предложения;

  • оперировать в речи неопределёнными местоимениями;

  • оперировать в речи наречиями времени; наречиями степени;

  • распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).

^ Примерное тематическое планирование

(525 часов согласно базисному плану)


  • понимать на слух речь учителя по ведению урока;

  • понимать на слух связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и\или содержащие некоторые незнакомые слова;

  • понимать на слух выказывания одноклассников;

  • вербально или невербально реагировать на услышанное.


  • понимать тексты / сообщения, построенные на изученном речевом материале как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;

  • понимать содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы: кто? что? где? и т. д.)

  • понимать основную информацию (не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста);

  • извлекать конкретную информацию (не обращать внимание на незнакомый языковой материал, не влияющий на понимание звучащего текста и не мешающий извлекать необходимую информацию);

  • понимать детали текста:

  • определять тему высказывания;

  • определять основную мысль высказывания;

  • выявлять детали, раскрывающие тему высказывания;

  • выделять главные факты, опуская второстепенные;

  • понимать логическую последовательность высказывания;

  • понимать тон и эмоциональную окраску высказывания;

  • использовать контекстуальную или языковую догадку (догадываться о значении незнакомых слов в звучащем тексте по аналогии с родным языком, по словообразовательным элементам, по известным составляющим сложных слов);

  • антиципировать содержание текста по внешним признакам (опорные слова, иллюстрации и т.д.);

  • критически осмысливать услышанное:

  • давать оценочные суждения услышанному;

  • соотносить услышанное с личным опытом;

  • делать выводы из услышанного;

    • использовать услышанную информацию для построения собственного высказывания.


  • понимать на слух разные типы текста:

  • сообщения;

  • описания;

  • диалоги;

  • телефонные разговоры;

  • интервью;

  • аудио-экскурсии;

  • аудио-реклама;

  • инструкции;

  • прогноз погоды;

  • объявления;

  • и сообщения в аэропорту, самолете;

  • стихотворения;

  • песни.

Примерное тематическое планирование

(525 часов согласно базисному плану)

^ Предметное содержание речи

Я, моя семья и мои друзья. Межличностные отношения.

Мои друзья и совместное времяпрепровождение. Друг по переписке. Черты характера. Внешность. Одежда. Мода. Модные тенденции. Магазины и покупки.

Взаимоотношения в семье. Совместные занятия семьи. Дом/квартира. Разновидности домов. Комната, предметы мебели, предметы интерьера. Работа по дому.

^ Досуг и увлечения. Виды отдыха. Путешествия и туризм. Каникулы. Любимые занятия в свободное время. Музей, посещение музея. Поход в парк/зоопарк. Чтение: знаменитые писатели и их произведения, литературные жанры, предпочтения подростков в чтении. Театр, посещение театра. Музыка и музыкальная культура: знаменитые композиторы и их произведения, популярные исполнители, музыкальные стили.

^ Здоровый образ жизни. Спорт. Здоровые привычки/правильное питание. Виды спорта. Занятия спортом. Любимый вид спорта. Олимпийские игры. Паралимпийские игры.

^ Школьное образование. Типы школ в Германии, Британии, США и России, сходства и различия в системах образования. Школьные предметы. Внеклассные мероприятия. Международные школьные проекты и международный обмен.

^ Мир профессий. Послешкольное образование. Выбор профессии и планы на будущее. Трудоустройство подростков. Работа и обучение за рубежом.

^ Человек и окружающий мир. Погода. Любимое время года. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Национальные парки и заповедники. Благотворительные организации и их деятельность.

^ Средства массовой информации. Пресса, радио, телевидение и Интернет.

Страны изучаемого языка и родная страна. Географическое положение, население. Столицы и крупные города. Достопримечательности. Национальные праздники и знаменательные даты. Обычаи и традиции. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.

Особенности повседневной, правила поведения в стране изучаемого языка и в родной стране.

Языки, роль английского /русского языков в мире.

Итого


Характеристика основных видов деятельности учащихся приводится ниже в данной графе в последующих разделах программы.

^ Коммуникативные умения

Говорение

В диалогической форме


Диалог этикетного характера.


Диалог - побуждение к действию.


Диалог – обмен мнениями


  • Начинать, поддерживать и заканчивать разговор.

  • Поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них.

  • Приносить извинение / отвечать на извинение.

  • Выражать согласие / несогласие.

  • Делать комплимент / отвечать на комплимент;

  • Предлагать помощь.

  • Выяснять значение незнакомого слова.

  • Объяснять значение слова.

  • Вежливо переспрашивать.

  • Выражать сочувствие.

  • Давать совет.

  • Выражать благодарность.

  • Успокаивать / подбодривать кого-либо.

  • Просить собеседника повторить сказанное.


  • Запрашивать информацию (в пределах тематики основной общеобразовательной школы).

  • Сообщать информацию (в пределах тематики основной общеобразовательной школы), отвечая на вопросы разных типов.

  • Переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.


  • Обращаться с просьбой, соглашаться / не соглашаться выполнить просьбу.

  • Предлагать что-либо сделать / отказаться от предложения что-то сделать

  • Давать советы, принимать / не принимать советы.

  • Приглашать к совместному времяпрепровождению, соглашаться / не соглашаться на совместное времяпрепровождение.


  • Спрашивать мнение собеседника.

  • Выражать согласие / несогласие с мнением собеседника.

  • Выражать сомнение.

  • Выражать свою точку зрения и обосновывать ее.

  • Давать эмоциональную оценку (удивление, радость, восхищение, огорчение, одобрение и т.д.)

Употребление речевых функций, используемых в диалоге этикетного характера, диалоге-расспросе, диалоге - побуждение к действию, диалоге– обмене мнениями.


В монологической форме


Основные коммуникативные типы речи:

- рассуждение.


  • Кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

  • Высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение.

  • Делать сообщения на заданную тему на основе прочитанного/ услышанного.

  • Делать сообщения по результатам выполнения проектной работы.

  • Использовать в своей речи оценочные суждения и аргументы, говорить логично и связно.

  • Выражать свое мнение и обосновывать его.

  • Говорить выразительно (соблюдать синтагматичность речи, логическое ударение, правильную интонацию).

  • Говорить в нормальном темпе.



Аудирование

- воспринимать и понимать на слух речь учителя и одноклассников


- воспринимать и понимать на слух информацию с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основного содержания текстов, выбор необходимой информации, полное понимание прослушанных текстов

- понимать на слух разные типы текста соответствующие возрасту и интересам учащихся (время звучания текста - до 2 минут.)


Чтение

- совершенствование техники чтения


  • чтение аутентичных текстов разных жанров и типов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание в зависимости от цели/вида чтения (с пониманием основного содержания, с извлечением конкретной информации и с целью полного понимания содержания)


чтение аутентичных текстов разных жанров и типов:

(в 5-7 классах объем текста составляет (350-400 лексических единиц, в 8-9 классах объем текста достигает 600 -700 лексических единиц)

- совершенствовать навыки каллиграфии и овладевать новыми правилами орфографии


  • совершенствовать технику чтения:

- читать по транскрипции любое незнакомое слово;

- читать по правилам односложные и многосложные слова с правильным словесным ударением;

- соблюдать правильное фразовое и логическое ударение;

- соблюдать правильное ритмико - интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений

- читать со скоростью, обеспечивающей понимание читаемого текста;


  • читать тексты разных жанров и типов

- выбирать самостоятельно стратегию при обращении с печатным текстом в соответствии с целью чтения и типом текста;

- догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы, составляющие элементы сложных слов), аналогии с родным языком, конверсии, по наличию смысловых связей в контексте, иллюстративной наглядности;


  • читать с целью понимания основного содержания:

- не обращать внимания не незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;

- предвосхищать содержание текста по вербальным и невербальным опорам;

- предвосхищать содержание внутри текста;

- определять основную идею/мысль текста;

- выделять главные факты в тексте, не обращая внимание на второстепенные;

- распознавать тексты различных жанров (прагматических, публицистических, научно-популярных и художественных) и типов (статья, рассказ, реклама и т.п.);


  • читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации:

- выбирать запрашиваемую или интересующую информацию, используя соответствующие ориентиры (заглавные буквы, цифры и т.п.)

  • читать с целью полного понимания содержания на уровне значения:

- понимать значение и взаимоотношения между членами простых предложений: уметь ответить на вопросы кто, что, где, когда, почему, и т.д.)

- понимать внутреннюю организацию текста и определять:

главное предложение в абзаце (тексте) и предложения, подчиненные главному предложению;

хронологический/логический порядок событий в тексте;

причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств (местоимений, слов-заместителей, союзов, союзных слов);

- пользоваться справочными материалами (англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знания алфавита и транскрипции;

- распознавать и понимать значение некоторых лексических единиц в британском и американском вариантах английского языка;

- предвосхищать элементы знакомых грамматических структур;


  • читать с целью полного понимания на уровне смысла и критического осмысления содержания:

- определять главную идею текста, не выраженную эксплицитно;

- определять причинно-следственные связи, не выраженные эксплицитно, в том числе выходящие за пределы представленного материала;

- отличать факты от мнений;

- интерпретировать информацию в графиках, таблицах, иллюстрациях и т.п.;

- понимать фигуральный (иносказательный) смысл предложений (в том числе пословиц, поговорок);

- делать выводы из прочитанного;

- понимать культурологический аспект аутентичных текстов;

- определять замысел/ намерение автора, его отношение к героям;

- предвосхищать возможный исход событий в тексте;

- переводить с английского языка на русский (делать выборочный перевод)

- делать художественный перевод текста;

- выражать собственное мнение по поводу прочитанного;

- выражать суждение относительно поступков героев;

- соотносить события в тексте с личным опытом;

- представлять информацию в форме отличной от первоначальной;


читать аутентичные тексты разных жанров и типов:

- письменно зафиксированные высказывания носителей языка

- письма различного характера (личные, деловые, официальные);

- объявления, надписи, вывески;

- советы, инструкции, рецепты;

- поэтические тексты (стихи, тексты песен);

- короткие фабульные рассказы;

- отрывки из художественных произведений;

- короткие научно- популярные статьи;

- путеводители, информационные статьи для туристов;

- газетные и журнальные репортажи, статьи, очерки

- письма читателей в детские и молодежные журналы

- словарные, энциклопедические статьи и др. справочные материалы


  • правильно писать буквы

  • записывать слова в транскрипции,

  • применять основные правила орфографии, изученные в начальной школе,

  • писать даты,

  • правильно писать орфограммы новых слов,

- использовать письмо как средство овладения другими видами речевой деятельности


  • правильно списывать,

  • выполнять лексико-грамматические упражнения,

  • делать записи,

  • отвечать письменно на вопросы,

  • фиксировать устные высказывания в письменной форме,

  • кратко излагать прочитанные или услышанные тексты,

  • сокращать исходный текст, убирая второстепенные детали,

- овладеть специальными учебными умениями:


  • заполнять таблицы, делая выписки из текста,

  • оформлять конверт (адрес отправителя и получателя),

  • выполнять письменные проекты (индивидуально и в группе) по тематике общения, кратко излагать результаты проектной деятельности,

  • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения,

  • находить и исправлять ошибки при окончательной редакции текста.

- овладеть умениями организовывать письменный текст


  • фиксировать главную мысль и использовать дополнительные детали,

  • соблюдать правила внутренней организации абзаца: перечисление фактов, хронологическая последовательность, сравнение/контраст, причинно-следственная связь,

  • владеть различными лексическими и грамматическими средствами связи частей текста,

  • излагать собственную точку зрения,

  • использовать факты и/ли мнения для изложения своей точки зрения,

  • использовать адекватный стиль изложения (формальный/неформальный).



- овладеть стилями письменной речи и функциональными типами письменного текста (писать с опорой на образец/без опоры на образец)


Уметь писать:

  • открытки - поздравления с праздниками (объём 30-40 слов),

  • личные письма в рамках изучаемой тематики (объём не менее 80 - 90 слов), сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию; выражать благодарность, извинения, просьбу, совет.

  • письма этикетного характера (поздравления, приглашения, благодарности),

  • электронные сообщения/Интернет сообщения,

  • записки родным, друзьям,

  • деловые/ профессиональные письма,

  • сообщения, отчеты,

  • отзыв о книге,

  • статьи,

  • сочинения (в рамках тематики средней ступени (не менее 100 - 120).

  • автобиографические сведения (включая написание CV),

  • заполнять формуляр, анкету: сообщать о себе основные сведения (имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес).



^ Языковые средства и навыки пользования ими

Графика, каллиграфия, орфография

Основные правила чтения, орфографии, пунктуации.


  • соотносить графический образ слова с его звуковым образом.

  • сравнивать и анализировать буквы/буквосочетания и соответствующие транскрипционные знаки;

  • записывать слова в транскрипции;

  • владеть основными правилами орфографии;

  • владеть основными правилами пунктуации;

Фонетическая сторона речи

Звуки английского языка. Нормы произношения звуков английского языка. Словесное ударение. Деление предложений на смысловые группы. Логическое и фразовое ударение. Ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопрос), побудительного, восклицательного.. Ритмико-интонационное оформление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, а также предложений с однородными членами.


  • различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка;

  • соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи;

  • соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

  • понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении;

  • различать коммуникативный тип предложения по интонации;

  • правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное.

  • правильно произносить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, а также предложения с однородными членами (интонация перечисления),

использовать в чтении и говорении полученные фонетические сведения из словаря.


^ Лексическая сторона речи

Лексический запас, предназначенный для рецептивного и продуктивного овладения и обслуживающий ситуации общения в пределах тематики средней школы: отдельные слова; устойчивые словосочетания; реплики-клише, соответствующие речевому этикету англоязычных стран; интернациональные слова, фразовые глаголы; оценочная лексика; лексика классного обихода, реплики-клише, обслуживающие речевые функции.

существительных –er (traveller), -or (actor),–(t)ion (competition), -ment (entertainment), -ance (performance), -ian (musician), -ist (pianist, specialist), -ledge (knowledge), -ness (fitness, fondness), -ship (championship), -ity (activity, flexibility);

прилагательных –ful (colourful), -al (traditional), –y (frosty), -less (careless), -ive (attractive), -ed (bored), -ing (boring), -ic (scientific), -ical (geographical), -able (fashionable), -ish (childish), -ous (dangerous), -an (Australian), -ese (Chinese), -ish (Turkish);

наречий –ly (properly, friendly, wisely);

существительных mis- (misinformation);

прилагательных im- (impossible), in- (inexpensive), un- (uneasy);

глаголов dis- (disappear,) re- (reuse, recycle);

наречий un- (unhealthy), over- (overweight);

- существительное + существительное (seashore);

- предлог + существительное (underwater);

- местоимение + местоимение (anywhere);

- местоимение + существительное (everything);

- местоимение + числительное (someone)

- прилагательное + существительное (wildlife);

- существительное + глагол ( babysit);

- прилагательное + глагол (widespread);

- местоимение + прилагательное self-motivated);

- существительное + предлог (breakthrough);,

- существительное – глагол (a smile – to smile);

- глагол – существительное (to award – an award)

Распознавание значения и использование многозначных слов. Понятие о синонимах, антонимах и лексической сочетаемости.


  • понимать значение лексических единиц в письменном и устном тексте;

  • использовать в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы в соответствии с коммуникативной задачей;

  • распознавать по определенным признакам части речи;

  • понимать значение лексических единиц по словообразовательным элементам (суффиксам и приставкам);

  • использовать правила словообразования;

  • догадываться о значении незнакомых слов, используя различные виды догадки (по аналогии с родным языком, словообразовательным элементам и т.д.)

^ Грамматическая сторона речи

Имя существительное:

-исчисляемые и неисчисляемые существительные;

-особые случаи образования множественного числа (goose-geese, woman women, etc);

-существительное в качестве определения (a school uniform).

Артикль неопределенный, определенный, нулевой:

- с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными;

-с существительными, обозначающими профессии;

с именами собственными (с названиями общественных зданий, мест отдыха, фестивалей, конкурсов, соревнований, театров, музеев, газет);

-с географическими названиями (городов, стран, рек);

-с уникальными предметами/вещами/объектами;

-с названиями национальностей и языков;

-с устойчивыми выражениями.

- степени сравнения прилагательных (as…as, not as…as, a bit larger, much more interesting);

-образование сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных не по правилам (far- farther- farthest);

-прилагательные после глаголов feel, smell, look и тд.

-числительные для обозначения дат;

-количественные числительные hundred, thousand, million (hundreds of schools).

-неопределенные местоимения (some/any/no/every) и их производные.

-указательные местоимения (this/that, these /those);

-количественные местоимения (a few, few, a little, little, a lot of, lots of, much, many);

-местоимения one/ones для замены ранее упомянутых существительных;

-местоимения most/most of, both, all, every, each

-видо-временные формы: Present Simple для выражения будущего действия, когда речь идет о расписании, графике, заведенном порядке (The performance begins at 8 p.m.); Present Simple с глаголами to see, to hear, to know, to understand, to think и др. которые не употребляются в Present Progressive); Present Progressive для описания будущих действий (We are going to Spain in summer.);

Past Progressive (I was reading a book all evening yesterday.) в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях; Present Perfect (с this week, this year, etc. ever, just, already, yet, never, since, for) в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях; Present Perfect Progressive (I have been living here for two years.) в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях; Past Perfect (We had left the city before our friends arrived there.) в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях;

- глаголы в страдательном залоге: в Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Perfect;

-оборот to be going to, когда обстоятельства подсказывают, что обязательно, неизбежно произойдет в будущем (The orchestra is perfect, the singers are wonderful. The concert is going to be a success).

-оборот there was/there were

-модальные глаголы и их эквиваленты: can, could, shall, should, must, have to, may, might, would, ought to, need, be able to;

-глаголы в Present Perfect после модальных глаголов (should have + V3; could have + V3);

-вспомогательные и модальные глаголы в оборотах типа So do I, Neither can I.

-формы глаголов c окончанием –ing (like swimming, go on reading, thank you for helping, be worth seeing, take part in planting, a sleeping cat, etc);

- "объектный падеж с причастием настоящего времени" (I saw him playing with his pet),

-словосочетания с формами на –ing, -ed (The children organized a charity concert, raising $ 1, 000. Comic Relief explains the causes of problems faced by people in Africa.)

-неопределенная форма глагола:


  • сложное дополнение после want, make, let: (I want you to come home at 5),

  • прилагательное +неопределенная форма глагола (interestingtoplaywith)

  • -инфинитив в качестве определения (the first/ the last/ the only to do smth),

  • неопределенная форма глагола в функции обстоятельства цели,

  • страдательный залог с неопределенной формой глагола (They are allowed to visit the zoo once a week)

  • конструкция "подлежащее + глагол в страдательном залоге + неопределенная форма глагола" (TheBritishareconsideredtobeconservative);

-глагольные идиомы (get up, get on with, etc)

-наречия, образованные с помощью суффикса-ly (quickly);

-наречия, совпадающие по форме с прилагательными (fast, high);

-наречия high/highly, hard/hardly, late/lately;

-степени сравнения наречий, включая исключения;

-место наречий неопределенной (always, often, seldom, never, usually, sometimes) и определенной (every day, every week, once a week, twice a week, three times a month) частотности в предложении;

-предлоги места и направления (behind, under, opposite, between, in front of, next to, through, over, past);

-предлоги времени (at, in, on, for, since, during);

-союзы сочинительные (or, both…and, either…or, neither… nor, etc.);

-союзы подчинительные (although, however, as soon as, so that, since, for, until, when, if, etc.)

-распространенные простые предложения;

-порядок слов в повествовательном предложении (In summer many people often have picnics in picnic areas);

-вопросительные предложения


  • специальные вопросы (вопрос к подлежащему);

  • разделительные вопросы (Itsnice,isntit?);

  • альтернативные вопросы (Is it big or small?)

Сложное предложение:

-прямая и косвенная речь

-согласование времен при обращении в косвенную речь повествовательных, вопросительных, повелительных предложений;

-сложноподчиненные предложения с придаточными:


  • времени с союзами when, while, before, since, for, as soon as, after, till, until;

  • определительными с союзными словами who/that/which/whose,

  • дополнительными с союзом that,

  • цели с союзами so that, so;

  • уступительными с союзами though, although, however

  • условия с союзом if: I’ll go to the countryside if it doesn’t rain (Conditional I); I would do tests better if I took lessons seriously (Conditional II); If he hadn’t done well at the exam, he wouldn’t have got a certificate (Conditional III);

  • дополнительными с глаголом wish в главном предложении;

  • подлежащими (Who wrote that story remained unknown.)

В рецептивных видах речевой деятельности (аудировании и чтении) учащиеся должны понимать грамматические явления, в продуктивных (говорении и письме) использовать грамматические явления.

^ Понимать и использовать в речи исчисляемые и неисчисляемые существительные, существительные единственного и множественного числа, образованные не по правилам, существительное в качестве определения. Понимать и использовать в речи притяжательный падеж существительного.

Различать существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем и употреблять их в речи.

Понимать и использовать степени сравнения прилагательных, прилагательные, оканчивающиеся на -ed и -ing.


^ Понимать и использовать в речи к оличественные числительные и порядковые числительные;

Понимать и использовать в речи неопределенные местоимения (some/any/no/every) и их производные, указательные, количественные, возвратные местоимения.


Понимать и использовать в речи видовременные формы Present/ Past/ Future Simple, Present/Past Perfect, Present/Past Progressive, Present Perfect Progressive. конструкцию to be going to для выражения будущих действий, оборот there was/were.


Понимать и использовать в речи глаголы в страдательном залоге в Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Perfect.

Понимать и использовать в речи модальные глаголы и их эквиваленты: can, could, shall, should, must, have to, may, might, would, ought to, need, be able to.

Понимать значение вспомогательных и модальных глаголов в оборотах типа So do I, Neither can I.

Понимать и использовать в речи формы глагола c окончанием –ing.

Понимать значение "объектного падежа с причастием настоящего времени" (I saw him playing with his pet),

Понимать значение словосочетаний с формами на –ing, -ed (The children organized a charity concert, raising $ 1, 000. Comic Relief explains the causes of problems faced by people in Africa.)

Понимать и использовать в речи неопределенную форму глагола:


  • сложное дополнение после want, make, let: (I want you to come home at 5),

  • прилагательное +неопределенная форма глагола (interestingtoplaywith)

  • -инфинитив в качестве определения (the first/ the last/ the only to do smth),

  • неопределенная форма глагола в функции обстоятельства цели,

  • страдательный залог с неопределенной формой глагола (They are allowed to visit the zoo once a week)

  • конструкция "подлежащее + глагол в страдательном залоге + неопределенная форма глагола" (TheBritishareconsideredtobeconservative);

Понимать и использовать в речи глагольные идиомы (get up, get on with, etc).

Понимать и использовать в речи наречия, образованные с помощью суффикса-ly, наречия, совпадающие по форме с прилагательными (fast, high), наречия high/highly, hard/hardly, late/lately; степени сравнения наречий, включая исключения

Понимать и использовать в речи наречия неопределенной и определенной частотности.

^ Понимать и использовать в речи предлоги места, направления, времени.


Понимать и использовать в речи сочинительные и подчинительные союзы.


^ Использовать в речи основные коммуникативные типы предложений.


Соблюдать порядок слов в предложении.

Понимать и использовать в речи разделительные вопросы, альтернативные вопросы, специальные вопросы (в том числе вопрос к подлежащему).


^ Понимать и использовать в речи согласование времен при обращении в косвенную речь повествовательных, вопросительных, повелительных предложений.

Понимать и использовать в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами when, while, before, since, for, as soon as, after, till, until, that, who/that/which/whose so that, so, though, although, however, that’s why


^ Понимать и использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными условия с союзом if (Conditional I, II, III)

Понимать и использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными с глаголом wish в главном предложении